Национальное "коварство"
4 марта 2006 года
14 февраля совет Госдумы РФ разослал проект закона «Об основах государственной национальной политики РФ» для обсуждения в парламенты субъектов федерации, с тем чтобы до 9 марта получить на него соответствующие отзывы.
Справка "Ъ". Проект закона «Об основах государственной национальной политики РФ» разработан депутатами Госдумы РФ М. Аюповым, М. Гаджиевым, Г. Дорошенко, В. Катренко, В. Казаковцевым, Б. Кодзоевым, С.Смирновой, Е.Трофимовым.
Представляя законопроект для обсуждения депутатам татарстанского парламента, председатель комитета Разил Валеев вкратце зачитал пояснительную записку к законопроекту, в которой, в частности, говорится, что он «устанавливает принципы государственной национальной политики Российской Федерации, основы деятельности органов государственной власти РФ в целях обеспечения единства и целостности РФ, согласования общегосударственных интересов многонационального народа Российской Федерации, создания условий для формирования общей идентичности — российской гражданской нации». Предметом регулирования проекта закона названы общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, народов и граждан Российской Федерации в сфере государственной национальной политики РФ. «Законопроект вводит в правовое поле в качестве субъекта национальной политики русский народ, который признается государствообразующим народом, самоопределившимся на всей территории Российской Федерации. Представители русского народа не могут рассматриваться в качестве коренных малочисленных народов или национальных меньшинств на территории страны», — считают авторы проекта закона.
После этого господин Валеев озвучил заключение правового управления Госсовета РТ к законопроекту, согласно которому положения статьи 16 (о «Русском народе в Российской Федерации») «определяют главенствующую роль русского народа в России, что противоречит Конституции РФ, нарушая один из ее фундаментальных принципов о многонациональности народа Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в РФ, равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка и происхождения».
В свою очередь Академия наук РТ и исполком Всемирного конгресса татар (ВКТ) также рекомендовали не поддерживать принятие законопроекта. Особое возражение ВКТ вызвала статья 18, согласно которой «вопросы реформирования или смены письменности, графики и орфографии государственных языков РФ, национальных (родных) языков народов РФ находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ».
Во время дискуссии заместитель председателя комитета Туфан Миннуллин назвал представленный законопроект «коварным» документом, «направленным против русского народа, который противопоставляется другим народам». По его мнению, принятие и реализация такого закона «обязательно приведет к межнациональной розни». «Что бывает, когда один говорит, что он умнее и лучше остальных? Он противопоставляет себя другим! Здесь то же самое: когда один народ объявляет, что он лучше другого, другой начинает доказывать, что не хуже того, а как раз наоборот. Вот в этом и заключается коварство законопроекта», — пояснил господин Миннуллин.
Он назвал «опасной юридической и политической глупостью» статью об обязанности гражданина Российской Федерации знать русский язык. «Если я не буду знать русского языка, меня посадят? Как в этом случае будут карать?» — сказал депутат. По его словам, достаточно федерального закона «О государственном языке в Российской Федерации».
Против принятия законопроекта выступили еще несколько депутатов, по мнению которых «закон должен учитывать интересы всех национальностей, ибо Россия является многонациональным государством».
Практически единственным положением законопроекта, с которым согласились татарстанские депутаты, стала статья 7, в которой говорится об образовании федерального органа исполнительной власти, в компетенцию которого входят вопросы государственной национальной политики. «Такой орган многонациональному государству не помешал бы», — сказал Разил Валеев. «Мы не отвергаем необходимость принятия такого закона, стране нужен такой закон. Но в нем должны быть учтены основной закон России, нормы международного права и международных договоров Российской Федерации, касающихся национальной политики», — добавил он. В итоге комитет единогласно высказался против принятия законопроекта.
Айрат РУСТАМОВ, "Ъ - Волга-Урал"